Консультации для родителей
2-3 ГОДА!
Особенности возраста
На 2-3 году жизни ребенок уже многое умеет и может что-то сказать, заявить о себе, выразить намерение или протест. Ребенок осознает, где находится он, а где остальные – мама, папа, родные и другие люди.
В силу особенностей развития мышления ребенок в этом возрасте еще не способен понять точку зрения другого. Швейцарский психолог и философ Жан Пиаже назвал это явление эгоцентрическим мышлением. Ребенок уверен, что окружающие воспринимают мир точно так же, как и он сам. Если малышу что-то не нравится, а мир не делает моментально то, что он хочет, это вызывает у него бурную негативную реакцию.
В возрасте двух-трёх лет ребенок уже может усвоить несколько несложных правил. Правила нужны любому ребенку для того, чтобы он ориентировался в мире, начинал осознавать, что можно, а что нет, «что такое хорошо, а что такое плохо». Малыш усвоит правила при условии, если родители сами их соблюдают, действуют последовательно и предсказуемо.
Правила и границы важны и в отношении сна. Ритуалы перед сном и соблюдение режима дня – примеры таких правил.
Особенности сна двух-трёхлеток
В двух-трёхлетнем возрасте норма сна составляет около 13 часов в сутки, из них:
- 11 часов приходятся на ночное время
- 2 часа – на время дневного сна.
В этом возрасте дети могут спать днем до 2,5-3 часов. В этом случае количество ночного сна может сократиться - могут появиться очень ранние подъемы или ночные «гуляния». Если вы столкнулись с «ночными гуляниями» - малыш по ночам просыпается и играет или требует вашего внимания и никак не засыпает, есть смысл сокращать дневной сон. Ребенок здоров, но спит более 2-х часов днем? Чтобы это не повлияло на ночной сон - создайте условия для пробуждения днем – откройте шторы, добавьте бытовых шумов.
Особенностью режима дня двухлеток является ложный отказ от дневного сна.
Но физиологически ребенок еще не способен выдерживать время бодрствования длиной в целый день. Оптимальное время бодрствования в двухлетнем возрасте составляет 5 – 5,5 часов. Поэтому очень важно сохранить дневной сон.
Причины ложного отказа от дневного сна:
- недосып
- отсутствие режима
- плохая подготовка ко сну
- нет сформированных правил для малыша на сон
Примеры, как работают правила
В возрасте 2-х лет ребенок в «тестирует» родителей «на прочность», ищет границы дозволенного. Особенно в тех моментах, когда это касается сна. Ведь бодрствовать гораздо интереснее, чем спать! Он может ныть, капризничать и просить. Делать все, чтобы не спать.
Если родители соглашаются и позволяют ребенку вместо сна пойти играть или смотреть мультики, ребенок получает информацию о том, что правило «днем нужно спать» ненадежно и его можно нарушать.
Смотреть мультики для ребенка гораздо интереснее, поэтому в следующий раз он будет воспроизводить ту схему поведения, которая помогла ему добиться желаемого. Пример, малыш сопротивлялся, плакал и не хотел находиться в кроватке, а мама или папа забрали его оттуда и посадили за мультик или дали игрушек, у него сформируется ассоциативная логическая цепочка – чтобы получить желаемое, нужно сопротивляться и плакать. Так родители невольно закрепляют плач, протесты и отказы от сна.
Чтобы этого избежать, важно формировать четкие правила и самим их соблюдать обязательно!
Например:
- время «тихого часа» обязательно каждый день
- ребенок минимум 1 час должен находиться в своей кроватке
- малыш в пижамке, подготовленный ко сну
- в комнате тишина, без мультиков, игрушек и активных игр
- шторы закрыты
- родитель может находиться рядом, если ребенок еще не обучен навыку самостоятельного засыпания
Для ребенка в 2-3 года сложно усвоить слишком много правил. Не путайте ребенка, 3-4 правила достаточно. Это могут быть:
- правила, как происходит отход ко сну,
- правила, касающиеся организации времени бодрствования (например, помогать маме убирать игрушки),
- правила о том, что после еды обязательно нужно чистить зубы
Режим питания
В этом возрасте ребенок уже полностью переходит на общий стол. Грудное вскармливание может сохраняться по желанию мамы, но физиологической потребности в нем уже нет.
Режим питания ребенка в 2-3 года может выглядеть так:
- завтрак около 8 утра,
- второй завтрак/перекус около 10 утра,
- обед около 12 часов,
- полдник около 15 часов,
- ужин около 18:30.
Это примерный порядок питания, в каждом случае он формируется индивидуально, исходя из потребностей малыша и общего распорядка семьи.
Любая еда (каша, молоко, кефир) непосредственно перед сном или во время ночных пробуждений может негативно влиять на здоровье малыша:
- может сформироваться негативная ассоциация на сон - той ассоциацией, без которой ребенок не может уснуть вечером и при краткосрочных пробуждениях ночью
- пищеварительной системе тоже нужен отдых и еда ночью негативно влияет на аппетит днем
- вся еда предлагается до чистки зубов, чтобы не способствовать формированию кариеса и негативных привычек со сном.
Пример режима дня для ребенка в 2-3 года
Самое важное при формировании режима дня ребенка - это соблюдение времени бодрствования, а также распределении приемов пищи и снов.
То, как ребенок проводит время бодрствования влияет на его сон. Нагрузка должна быть достаточной и насыщенной, чтобы накопить нужную усталость. Лучше, если наибольшая физическая и умственная активность будет организована в первую половину дня до сна. Для второй половины дня подойдут более спокойные игры и виды активности.
Примерный режим дня для ребенка 2-3-х лет:
| Время | Действие |
| 7.00 | Подъём, кормление |
| 7.15 | Ритуалы на пробуждение |
| 7.35 | Подготовка к завтраку, ребенок помогает |
| 8.00 | Завтрак |
| 8.25 | Самостоятельная игра |
| 8.55 | Совместные активные игры |
| 9.30 | Прогулка |
| 11.15 | Спокойные развивающие игры, чтение, массаж |
| 11.45 | Подготовка к обеду, ребенок помогает |
| 12.00 - 12.30 | Обед, ритуалы на засыпание |
| 12.30 - 13.00 | Начало дневного сна |
| 15.00 | Пробуждение, ритуалы, полдник |
| 15.30 | Совместные активные игры |
| 16.00 | Самостоятельная игра |
| 16.30 | Прогулка |
| 17.00 | Спокойные развивающие игры, чтение, массаж |
| 17.30 | Подготовка к ужину, ребенок помогает |
| 18.00 | Ужин |
| 18.30 | Купание |
| 18.30 - 19.00 | Ритуалы подготовки ко сну |
| 19.00 - 19.30 | Начало ночного сна |
Время бодрствования
Часто родители спрашивают, как можно организовать досуг ребенка, чтобы это было полезно и интересно для него и при этом не переутомляло бы его?
В возрасте 2-3-х лет ребенок может испытать страх разлуки с мамой. Поэтому важно укреплять привязанность, находиться в контакте с ребенком, поддерживать его возрастающую самостоятельность во время бодрствования.
Самостоятельность днем имеет прямое отражение на самостоятельность при засыпании и продлении сна. Старайтесь не делать за малыша то, с чем он уже может справиться сам.
Привязанность на втором и третьем году укрепляется в формате взаимодействия с мамой и общей деятельности. Любые игры на коврике, игры с пальчиковыми красками, с пластилином, освоение детских музыкальных инструментов, чтение книг.
Деятельность может быть совершенно разной, но самое важное для развития малыша – это заинтересованность в ней и ребенка, и мамы. Поэтому важно выбирать такие игры, такую деятельность, которая интересна и маме. Так взаимодействие с малышом будет качественным, глубоким и ресурсным. Если маме не нравится играть в кубики – вовсе не обязательно делать это «через силу», можно пойти на кухню и дать ребенку пластиковые стаканчики и кастрюльки, пока мама рядом готовит обед. Форматов проведения времени бодрствования очень много, главное здесь найти баланс и компромисс между потребностями малыша и интересом мамы. Так чтобы мама и малыш могли строить, лепить, готовить, создавать что-то новое и удивительное вместе и с удовольствием!
- В детском саду ребенок попадает в замкнутое пространство с большим количеством детей, где циркулирует множество новых для него вирусов и бактерий.
- Иммунная система ребенка активно учится распознавать и противостоять этим инфекционным агентам, что является естественным этапом адаптации.
- Важнее не количество заболеваний, а их тяжесть. Если болезнь проходит легко, без осложнений, и ребенок быстро выздоравливает, то поводов для беспокойства нет.
- По возможности старайтесь придерживаться дома режима, похожего на режим детского сада, это поможет ребенку чувствовать себя более уверенно.
- Регулярные прогулки, игры на улице и спорт укрепляют иммунитет.
- Научите ребенка мыть руки после улицы, перед едой и не трогать грязными руками лицо и глаза.
- Не запугивайте ребенка садом и не говорите о нем плохо в присутствии малыша, чтобы сад не стал для него местом страха.
- Помимо прогулок и гигиены, обеспечьте ребенку хорошее питание и достаточное количество сна.
- Помните, что период адаптации может длиться от нескольких месяцев до полугода, и его длительность индивидуальна.
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ !
Когда ваш ребенок начинает посещать детский сад, он адаптируется к новым условиям.
Адаптация - это
приспособление организма к новой обстановке. То время, когда ребенок приспосабливается к детскому саду, является кризисным. По тому, как дети
привыкают к дошкольному учреждению, адаптационный период делят на 3
группы:
Легкий, средний и тяжелый.
1. Легкая адаптация - почти половина детей составляет самую
благополучную группу - они посещают садик
без особых потерь.
-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней) ;
-временное нарушение аппетита (норма по истечении 10 дней);
-неадекватные
эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия,
угнетенное состояние и
т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в
норму за 20-30 дней;
-характер
взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не
изменяются;
-функциональные нарушения практически не
выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные
симптомы исчезают в течении месяца (2-3 недели нормативно) .
2. Средняя адаптация:
все нарушения выражены более и
длительно:
- сон, аппетит
восстанавливаются в течение 20-40 дней,
- ориентировочная деятельность (20 дней)
- речевая активность
(30-40 дней,
- эмоциональное
состояние (30 дней,
- двигательная
активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35
дней.
Взаимодействие со
взрослыми и сверстниками не нарушается.
Функциональные
изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания.
3. Тяжелая адаптация
(от 2 до 6 месяцев) сопровождается
грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка.
Данный тип адаптации характеризуется:
- снижением аппетита
(иногда возникает рвота при кормлении,
- резким нарушением
сна,
- ребенок нередко
избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление
агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит
волнообразная смена настроения) .
- обычно видимые
изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная
задержка в психическом развитии.
При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в
течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, –
стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
Каждый ребенок индивидуален.
Для каждого период адаптации в саду свой.
Степень продолжительности привыкания зависит от разных факторов:
характер ребенка,
личность воспитателя, состояние здоровья малыша,
атмосфера в семье, отношения между родителями, даже степень подготовки родителей отдать своего ребенка в сад тоже играет
важную роль.
Полная адаптация происходит
в течение 2-3 месяцев, и вовремя этого периода надо как можно больше уделять
внимания ребенку. Раньше забирать его из садика, если ребенок обедает в саду, то дома стоит уделить особое
внимание ужину и готовить только любимые блюда вашего малыша, интересуйтесь
делами ребенка, чем он занимался в садике, подружился ли с
другими детьми, восхищайтесь его рисунками, которые он приносит домой.
Ваше чуткое отношение
и доброе участие скоро принесут свои плоды, и
ребенок будет с радость ходить в детский сад.
Адаптация ребенка в детском саду – советы:
1. Готовьте ребенка к саду на позитивных нотах. Рассказывайте
больше
хорошего малышу о
садике, как ему там будет здорово, что он может делать там, чего нет дома,
хвалите малыша почаще и говорите, что он уже вырос и стал большим и уже готов
ходить в сад.
2. Не растягивайте прощание. Когда
уходите и оставляете ребенка в саду, то
делайте это быстро и легко. Не показывайте ваших переживаний, потому что дети
очень четко чувствуют эмоции родителей. Если вы
все такие не можете скрыть своего волнения, то поручите отвести ребенка в сад кому-то другому, бабушке или папе,
например.
4. Дома должна быть
атмосфера любви, доверия и спокойствия.
5. Не нагружайте нервную систему малыша
вовремя адаптации. Старайтесь уменьшить просмотр мультфильмов,
не посещайте шумные места, такие как цирк, зоопарк, где ребенок может легко возбудиться.
6. Не стоит слишком тепло одевать ребенка в садик.
7. Не меняйте режим детского сада на время выходных.
8. Игнорируйте капризы ребенка, не поддавайтесь его выходкам манипуляциям.
9. Если что-то вас беспокоит в психике или здоровье ребенка, то не откладывайте визит к врачу.
Комментарии
Отправить комментарий